На главнуюразделительБелгородский государственный университетразделительАвторизацияразделительПоиск
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (2007-2008 гг.)
Заявка
Показатели мониторинга
Финансовые ресурсы
Организационная структура
Дирекция программы
Экспертные комиссии
Нормативные документы
Отчеты
Закупки
Результаты
Интервью
СМИ о программе
Опросы

Директор Центра дистанционного обучения БелГУ А. Н. Немцев: «Дистанционное обучение экономит самое ценное – ваше время» 27.04.2007

Директор Центра дистанционного обучения БелГУ А. Н. Немцев: «Дистанционное обучение экономит самое ценное – ваше время»

На протяжении пяти лет в БелГУ реализуется Программа развития дистанционного обучения. Разработаны и утверждены основные нормативные документы, регулирующие деятельность вуза в этой сфере, апробирована модель организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий в рамках заочной формы обучения, создано специализированное структурное подразделение – Центр дистанционного обучения. Дистанционное обучение является одним из направлений инновационной образовательной программы БелГУ, которое звучит как «Система непрерывного профессионального развития кадров на основе дистанционного образования». Вопросы мы адресовали руководителю направления директору Центра дистанционного обучения, кандидату физико-математических наук Александру Николаевичу Немцеву.

- Какая задача выполняется в рамках направления, которое вы курируете?

- Наша главная задача - повышение доступности и качества образования на основе дистанционных образовательных технологий. В связи с этим мы занимаемся разработкой технологий создания мультимедийных обучающих систем на основе современных методов обработки текстовых, речевых и визуальных данных, технологий мобильного обучения (обучение с помощью мобильных устройств пользователей с использованием каналов связи мобильных операторов и сети беспроводной связи), разработкой оригинального информационно-технологического комплекса дистанционного обучения «Пегас».

В университете осуществляется подготовка профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и организаторов-методистов в муниципальных образовательных учреждениях области для работы с дистанционными образовательными технологиями. При поддержке Управления образования и науки администрации Белгородской области в БелГУ реализован пилотный проект по созданию сети учебно-консультационных центров (УКЦ) на базе образовательных учреждений общего среднего образования Белгородской области. Всё это позволяет расширить спектр образовательных услуг и приблизить их к конечному пользователю, который по различным причинам не имеет возможности получать образование в традиционной форме.

Система многоуровневой подготовки кадров на базе дистанционных образовательных технологий позволит предоставить качественные образовательные услуги учащимся образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования, студентам очного и заочного отделения, слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, действующих специалистов, людям, имеющим ограниченные возможности в получении образования.

- По каким специальностям сейчас внедряются технологии дистанционного обучения?

- Сейчас по двенадцати, но в следующем году планируется увеличить количество специальностей до тринадцати. Список будет выглядеть следующим образом:

  • Юриспруденция
  • Финансы и кредит
  • Бухгалтерский учёт, анализ и аудит
  • Экономика и управление на предприятии
  • Налоги и налогообложение
  • Управление персоналом
  • Социальная работа
  • Государственное и муниципальное управление
  • Менеджмент организации
  • Сети связи и системы коммутации
  • Прикладная информатика (в экономике)
  • Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
  • Радиовещание, связь и телевидение

- Дистанционное образование включает три вида технологий. Что они из себя представляют?

- Это кейсовая, телекоммуникационная и сетевая. Сетевая технология предполагает обучение с использованием сети Интернет (в нашем случае это портал «Пегас»), обращаясь к размещённому на сервере УМК. Каждый зарегистрированный пользователь (студент-дистанционщик), войдя в систему под своим логином и паролем, может ознакомиться с текстовыми и мультимедийными материалами по всем дисциплинам своей специальности. Разрабатываются виртуальные лабораторные установки, где студент сможет неоднократно выполнять практические заданий, тем самым готовясь к работе в традиционной лаборатории на сессии в реальных условиях, используя материально-техническую базу университета.

Незарегистрированные пользователи тоже могут пользоваться порталом «Пегас». Однако им будут доступны только демо-версии электронных книг.

Сетевая технология не реализуется в настоящее время в полном объёме из-за дороговизны услуг связи (Интернет-трафик) и медленных каналов связи в отдаленных точках нашего региона. Поэтому сейчас преимущественно используется кейсовая технология. Процесс обучения проходит локально, то есть студент получает УМК на дисках, изучает материал на своём компьютере и раз в месяц (или с более частой периодичностью) выходит на связь с преподавателем посредством Интернет или других средств телекоммуникации. Для этого не обязательно иметь выход в сеть у себя дома, можно просто воспользоваться услугами интернет-кафе или зайти в родную школу. Большинство школ области имеют договор о сотрудничестве с БелГУ и в них нашим студентам не откажут в услугах компьютера для связи с университетом.

И кейсовая, и сетевая технология имеют свою систему контроля над студентом. Благодаря специальным программам можно отслеживать, сколько времени просматривалась каждая страница УМК. Ещё один вид технологии – телекоммуникационная. Этот вид развивается быстрыми темпами. Сейчас закупается оборудование для создания серьёзной системы видеоконференцсвязи, которая объединит все корпусы БелГУ, филиалы и учебно-консультационные центры в районах. После этого можно проводить телекоммуникационные лекции: - преподаватель читает материал в аудитории в корпусе на «новой площадке» в Белгороде, а слушатели могут находиться и в Старом Осколе, и в Алексеевке.

- Какие преимущества получает студент в дистанционном обучении?

- Дистанционное обучение позволяет гибко регулировать учебный процесс, так как каждый обучающийся самостоятельно выбирает время для учёбы. Он не «привязан» к расписанию занятий, может параллельно с учёбой работать на предприятии, учиться на очной форме, получая второе образование. В связи с этим сокращаются расходы на транспорт и проживание. У студента БелГУ, обучающегося с применением дистанционных технологий, налажен постоянный индивидуальный контакт с преподавателем. Если непосредственно многие студенты не решаются подойти и задать вопрос, да и у преподавателя не всегда есть время ответить на вопросы всех студентов. Здесь же на любой вопрос студента гарантирован ответ. И неважно, в какой форме он был задан – в форуме, по электронной почте, в традиционной форме – непосредственно или по телефону. Второе, ещё более существенное преимущество – полная обеспеченность необходимой литературой. И не только литературой, но и всеми мультимедийными материалами, нужными для усвоения учебного материала.

-   Можно сказать, что дистанционное обучение – это прорыв в сфере образования. А в масштабе Белгородской области значит ли это, что качество подготавливаемых специалистов будет выше?

-   Конечно, качество образования с применением дистанционных технологий несоразмерно выше традиционного заочного обучения. С очной формой дистанционное обучение пока не может конкурировать только в тех специальностях, где очень значима практическая сторона, например, в медицине. Дистанционные технологии могут внедряться на всех ступенях образования. Начиная с профильной работы в школе, компьютерной подготовки, подготовки к сдаче ЕГЭ, подготовки по предмету введение в специальность. И школьник уже адаптируется к другим требованиям. Таким образом, осуществляется плавный переход от школьной программы к вузовской. В этом и заключается суть системы непрерывного образования: от школы – к университету, затем повышение квалификации, и далее, если нужно, переквалификации. Мы делаем всё возможное для создания полноценной системы непрерывного образования и для её усовершенствования.

Записала Лидия ЛАЗАРЕВА




Белгородский государственный университет Научная библиотека БелГУ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов