16.05.2007
Здоровье – залог успеха
По статистическим данным, здоровье в списке приоритетных ценностей российский гражданин ставит на восьмое место, в отличие, например, от граждан США, для которых оно первостепенно. Основная задача направления «Здоровьесберегающая система подготовки конкурентоспособных кадров для наукоёмких экономических отраслей и социальной сферы региона» - сформировать у студентов и преподавателей понимание того, что бережное отношение к своему здоровью – залог их успеха на протяжении всей последующей жизни. О реализации здоровьесберегающей программы в Белгородском государственном университете рассказывает руководитель направления Нина Ивановна Жернакова.
– Нина Ивановна, скажите, почему назрела необходимость пересмотреть подходы к оздоровлению сотрудников учреждений?
– Последние десятилетия как в нашей стране, так и за рубежом характеризуются неуклонным ростом числа хронических неинфекционных заболеваний. Такие заболевания относят к социальнообусловленным – напрямую связанным с образом жизни: низкой физической активностью, высокими нервно-психическими нагрузками, нерациональным питанием, отсутствием времени на полноценный отдых и неумением его организовать. Это связано во многом и с парадоксально низкой медицинской активностью населения: с одной стороны большинство людей старается получить информацию о путях сохранения здоровья, и в то же время мало делает для того, чтобы осуществить это на практике.
Особенно тревожит специалистов высокая заболеваемость детей и подростков, у которых чаще других выявляются заболевания опорно-двигательного аппарата, а также функциональные и органические расстройства различных органов и систем.
Подходы к подготовке специалистов, существовавшие в прежние годы в нашей стране, не в полной мере позволяют решить сегодня одну из ключевых проблем – создание условий для адаптации как студента, так и преподавателя к многократно возросшим психоэмоциональным нагрузкам. Подготовка конкурентного специалиста, способного полноценно интегрироваться в профессиональную среду, невозможна без высокого уровня его психического и физического здоровья.
– Как будет реализоваться проект?
– Здоровьесбережение является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики университета. Стратегической целью этого направления является приведение системы высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда.
Направление сформировано на основании кластерного подхода, что предполагает разработку вариативной образовательной структуры, создание здоровьесберегающей модели и комплексов, направленных на рационализацию системы укрепления здоровья, повышение качества жизни студентов и сотрудников, формирование экономической ценности здоровья, эффективного применения технологий по охране здоровья в практике.
Содержание направления и его задачи предусматривают практическую отдачу, что предполагает оперативное внедрение инноваций в образовательную деятельность, касающуюся всех составляющих образовательного процесса: собственно учебный процесс, управление качеством образования, информатизация, ресурсное обеспечение деятельности.
– Какие изменения в образовательную программу БелГУ принесёт реализация направления «Здоровьесбережение»?
– В рамках создания вариативной образовательной структуры здоровьесбережения предусматривается модернизация и разработка профессиональных образовательных программ новых учебных дисциплин: «Генетический анализ», «Медицинская реабилитология» по специальности «Лечебное дело», 19 вариативных курсов по выбору, открытие 4 новых специальностей («Стоматология профилактическая» и «Лабораторная диагностика» на базе медицинского колледжа БелГУ, «Клиническая психология» и «Педагогика и психология» на базе факультета психологии), формирование учебно-методического сопровождения для реализации профессиональных образовательных программ по 21 дисциплине, включенной в настоящий проект.
Внедрение комплекса здоровьесберегающих технологий планируется по 22 специальностям. По вопросам здоровьесбережения запланировано повышение квалификации преподавателей медицинского факультета по специальностям «Клиническая иммунология», «Клиническая лабораторная диагностика», усовершенствование в «Школе гастроэнтерологов», а также - по вопросам восстановительной медицины: «ЛФК и массаж», «Иглорефлексотерапия», «Мануальная терапия». Преподаватели факультета физической культуры будут направлены на обучение в университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта по направлениям «Технологии восстановительной физической культуры» и «Физкультурно-рекреативная работа в образовательных учреждениях».
По вопросу создания здоровьесберегающей модели предполагается создание педагогических диагностических комплексов и технологического инструментария, повышение академической мобильности обучающихся, привлечение будущих специалистов к здровьеориентированной научно-исследовательской и волонтерской деятельности.
– На жизни рядового студента-медика реализация проекта отразиться?
– Планируется развитие здоровьесберегающих комплексов БелГУ, обеспечивающих повышение качества подготовки кадров путём создания лабораторий профилактической и восстановительной медицины, клинической иммунологии и гемостазиологии, офтальмологии. Лаборатории будут оснащены современным оборудованием и приборами. Существующие лаборатории «Центр хрономедицины» и «Молекулярной генетики человека» также получат дополнительное оснащение.
Одной из приоритетных задач видится оснащение современным оборудованием учебных стоматологических классов. Это оборудование позволит внедрить в практику все современные органосохраняющие технологии.
С учетом длительного пребывания студентов в аудиториях и других учебных помещениях, будет осуществлена модернизация аудиторного фонда (поточных аудиторий, компьютерного класса) с использованием аэроионизационных технологий.
Внедрение технологий рекреационной медицины планируется на базе учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной и санатория-профилактория в природном парке «Нежеголь». На эти цели планируется направить 46,5 млн. руб.
Успешная реализация планов по созданию здоровьесберегающей системы позволит добиться укрепления здоровья и повышения качества жизни студентов, преподавателей и сотрудников БелГУ. Благодаря этому создадутся условия для более глубокого овладения будущими специалистами теоретическими знаниями, практическими навыками и подготовки конкурентоспособных кадров для наукоемких экономических отраслей и социальной сферы региона.
– Какие мероприятия уже реализуются сегодня в рамках программы здоровьесбережения?
– Проведение Дней здоровья – первая ступень к прекрасному самочувствию преподавателей и студентов БелГУ.
Каждую субботу один из 19 факультетов отправляется в лечебно-профилактический комплекс природного парка «Нежеголь» (с. Титовка, Шебекинского района). В течение мая и июня все структурные подразделения посетят оздоровительную базу в Титовке.
Пребывая на территории базы БелГУ, студенты и преподаватели смогут насладиться чистым воздухом, покататься на велосипедах, поиграть в теннис, футбол и другие подвижные игры. Такая прогулка полезна для физического здоровья и поможет психологически разгрузиться, сплотить коллектив. Это позволит «вырастить» в БелГУ не только успешных, но и здоровых профессионалов.
На сегодняшний день в Титовке уже побывали четыре структурных подразделения: медицинский, управления и предпринимательства, компьютерных наук и телекоммуникаций, Институт муниципального и государственного управления. Каждым были организованы интересные мероприятия: конкурсы плакатов, кулинарные поединки и различные соревнования.
Беседовала Людмила Жихарь
|