На главнуюразделительБелгородский государственный университетразделительАвторизацияразделительПоиск
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (2007-2008 гг.)
Заявка
Показатели мониторинга
Финансовые ресурсы
Организационная структура
Дирекция программы
Экспертные комиссии
Нормативные документы
Отчеты
Закупки
Результаты
Интервью
СМИ о программе
Опросы

Первый проректор БелГУ Татьяна Давыденко: «Университет уже не остановить!» 15.08.2008

Первый проректор БелГУ Татьяна Давыденко: «Университет уже не остановить!»

До завершения реализации инновационной образовательной программы Белгородского госуниверситета остаётся всего четыре месяца. О том, что изменилось за те полтора года, что вуз участвует в реализации национального проекта «Образование», нам рассказала исполнительный директор ИОП, первый проректор БелГУ Татьяна Давыденко.

БелГУ – среди лучших

– Татьяна Михайловна, понятно, что подводить итоги инновационной программы ещё рано. Но как лично Вы оцениваете ход её реализации?

– Безусловно, реализация программы проходит достаточно успешно. Если бы Белгородский университет в своё время не выиграл в конкурсе инновационных программ, то сейчас мы бы вряд ли получили такие результаты внедрения новых образовательных технологий. Среди них – и командно-модульная технология на факультете КНиТ, и так называемые «технологические коридоры», использующиеся в обучении студентов факультета ГГФ, и те технологии, которые используются в преподавании дисциплин по специальностям «Наноматериалы» и «Медицинская физика».

Из 434 миллионов бюджетных рублей, которые мы получили в рамках нацпроекта, 98 процентов были направлены на приобретение оборудования. Это один из самых высоких показателей среди 40 вузов-победителей. Только в прошлом году в университете оснащено 20 новых учебных лабораторий, ещё 14 будет оснащено к концу 2008 года. За два года в рамках ИОП создано около 15 новых научных структурных подразделений , а также несколько опытно-производственных участков, призванных способствовать коммерциализации наших разработок – в том числе предприятие по производству нанотитана.

– А какую оценку дают нам представители Федерального агентства по образованию?

– Разумеется, их главным образом интересует, как идёт расходование федеральных средств и средств софинансирования. Как отмечают чиновники, университет второй год держится в первой десятке среди 40 инновационных вузов.

– Над реализацией ИОП Белгородский госуниверситет работал на протяжении 2007 и 2008 годов. Означает ли это, что после того, как все средства гранта будут освоены, а на стол руководителя Федерального агентства по образованию ляжет итоговый отчёт, программа исчерпает себя?

– Программа, разумеется, завершится в запланированные сроки, но можно не сомневаться, что её эффект сохранится в долгосрочной перспективе. Взяв намеченный курс, университет уже вряд ли сможет остановиться. Запущенные по всем шести направлениям проекты будут развиваться, ведь новое оборудование позволяет нашим студентам получать более качественную подготовку по своим специальностям. Например, декан биолого-химического факультета О. Е. Лебедева отметила, что студенты с удовольствием работают на новых приборах, проявляя огромный интерес к исследованиям.

Особое значение приобретает междисциплинарное направление по наноматериалам медицинского и технического назначения. Оно позволило задействовать 10 специальностей, разработать междисциплинарные магистерские программы. Более того, сегодня БелГУ активно работает над созданием учебно-методического обеспечения для подготовки специалистов в сфере нанобиотехнологий. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мы станем одним из нескольких университетов  по подготовке таких специалистов для нужд страны.

Важно, что вузы, признанные инновационными, «автоматически» продолжают финансироваться из федерального бюджета. Уже в этом году БелГУ получает как инновационный вуз 129,5 миллионов рублей на создание научно-образовательных центров по нанотехнологиям, причём все средства будут направлены на закупку оборудования. По программе «Научные и научно-педагогические кадры» университет получит средства на строительство нового общежития для студентов, аспирантов и молодых учёных. В рамках этой же программы определённые средства будут выделены и на закупку оборудования.

 

Что получит гуманитарий?

– С факультетами, которые непосредственно включены в реализацию программы – такими, как медицинский, физический, КНиТ, ГГФ и ИГМУ – всё ясно: они непосредственно участвуют в ее реализации. А что даёт инновационная образовательная программа, скажем, студенту филологического или педагогического факультета?

– В рамках ИОП на основе кластерного подхода отрабатываются новые образовательные технологии. Кластерный подход, предполагающий переход на принципиально новую систему обучения, сейчас реализуется практически на каждом факультете. Во-первых, эта система связана с моделированием профессиональной деятельности. Во-вторых, студенты гуманитарных факультетов также включены в реализацию ИОП. Например, студенты факультета журналистики активно освещают ход и результаты инновационной программы, приобретая практический опыт журналистской деятельности. В-третьих, бюджетное финансирование ИОП позволило высвободить колоссальные внебюджетные средства и направить их на социальные программы. Это и дополнительные путёвки в пансионат «Радуга» на побережье Чёрного моря, и увеличение материальной помощи для студентов-сирот, и дополнительные стипендии для социально незащищённых обучающихся, и поддержка одарённых ребят, и организация Дней здоровья в природном парке БелГУ «Нежеголь».

Новые перспективы открываются перед студентами, которые выбирают обучение на расстоянии. Центр дистанционного обучения БелГУ расширяет свои возможности, закупает новое оборудование, совершенствует систему «Пегас», получившую признание далеко за пределами нашего региона.

Направление «Здоровьесбережение» ИОП распространяется на студентов всех факультетов БелГУ – без разделения на «физиков» и «лириков». Тут можно упомянуть и бесплатную диспансеризацию, и оздоровление на базе Учебно-спортивного комплекса Светланы Хоркиной, и строящийся в Титовке санаторий-профилакторий, пребывание в котором также будет бесплатным для студентов, преподавателей и сотрудников БелГУ.

Благодаря приобретённым в рамках ИОП ноутбукам кураторы получили возможность доступа к электронным дневникам из любой точки университета. Кураторство сегодня является инструментом корпоративного сотрудничества студентов и преподавателей в рамках алгоритма управления университетом на основе селективного и социально-технологического подходов.

– Сверхзадача ИОП – выпускник, востребованный рынком труда. Насколько удаётся её воплотить на практике?

– Зачастую наши студенты трудоустраиваются на престижные рабочие места с достойной заработной платой ещё до получения диплома о высшем образовании. Так, студенты факультета КНиТ, зарекомендовавшие себя во время работы над реальными проектами в компаниях «Медтехника» и «Центртелеком», тут же получили приглашение от работодателей. Аналогичная ситуация сложилась на геолого-географическом факультете: к ребятам, прошедшим подготовку на закупленном в рамках ИОП оборудовании и программном обеспечении, работодатели проявляют огромный интерес.

В Центре наноструктурных материалов и нанотехнологий БелГУ более 30 студентов уже непосредственно включены в научно-исследовательскую деятельность по госконтрактам и хоздоговорным работам. По сути, университет гарантирует им будущее трудоустройство.

 

Европа стала ближе

– Татьяна Михайловна, а скажется ли реализация ИОП на интеграции БелГУ в европейское образовательное пространство?

– Уже сказалась – поскольку магистерские программы, разрабатываемые университетом в рамках ИОП, являются междисциплинарными. В частности, программы по биосовместимым материалам и электронной микроскопии вызывают интерес у наших зарубежных коллег, которые готовы присылать на стажировку в БелГУ своих студентов, аспирантов и преподавателей. 

– Вы постоянно подчёркиваете практическую направленность ИОП. В то же время отдельные учёные высказывают опасение, что российская наука утрачивает свою фундаментальность. Удаётся ли нашим учёным сочетать фундаментальность исследований с возможностями их применения на практике?

– Очень хороший вопрос. Как могут быть получены какие-либо практические результаты в науке, если до этого не был создан задел, не проводились фундаментальные исследования? Правительство России обращает большое внимание именно на развитие фундаментальной науки. Не случайно по многим программам есть специальные блоки – «Генерация знаний».

70 процентов всех проектов, поддерживаемых на внутривузовском конкурсе грантов, связано с фундаментальными исследованиями. На их развитие БелГУ выделяет более 20 миллионов рублей ежегодно. Более того, университет поддерживает коллективы, которые работают по приоритетным направлениям. Их возглавляют наши ведущие учёные: Н. Н. Насонов, Е. Г. Жиляков, А. П. Солдатов, А. М. Мейерманов, С. А. Гриценко и другие. Мы и в дальнейшем будем оказывать им всестороннюю поддержку.


Белгородский государственный университет Научная библиотека БелГУ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов