– Евгений Георгиевич, вы возглавляете одно из направлений инновационной образовательной программы БелГУ – «Создание системы формирования у выпускников профессиональных компетенций в области разработки и применения в своей профессиональной деятельности информационно- коммуникационных технологий на базе командной работы по решению модельных или реальных задач, актуальных для работодателей региона». В чем заключаются основная цель и задачи вашего направления?
– Развитие инновационных программам, которое сегодня можно наблюдать в БелГУ, проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование». И цели разработчиков каждого направления совпадают с теми, что определило Правительство. Мы придаем особое значение формированию высокой профессиональной компетенции профессорско-преподавательского состава факультета и обучающихся студентов в процессе выполнения конкретных заданий. Первая задача, которую предстоит решить, – организация команды преподавателей и студентов – так называемый «кластер», который сможет осуществить прорыв в области подготовки специалистов с высоким уровнем компетенции и поставит факультет на передовой уровень в области оснащения оборудованием учебного процесса. Помимо этого, необходимо обеспечить скоординированную работу команды в удаленном режиме, а также создать инфраструктуру для формирования ИКТ-компетенции участников кластера.
– Но такой прогресс требует немалых вложений. За чей счет будет осуществляться развитие?
– За счет государственных субсидий, а также собственных финансовых средств. Для реализации нашего направления программы заложен бюджет в 43 миллиона рублей. Из них 14 миллионов планируется потратить на закупку лицензированного программного продукта, 8 миллионов – на модернизацию аудиторного фонда и 20 миллионов – на закупку оборудования для оснащения аудиторий и научных лабораторий.
– Вы упомянули собственные финансовые средства. Кто и как будет их зарабатывать?
– Обеспечение внебюджетными средствами – прерогатива руководителя инновационной образовательной программы, то есть ректора БелГУ. Для нашего направления огромную роль играют партнеры - компании и фирмы, которые выступают в качестве заказчиков на разработку проектов по интеграции их информационных ресурсов: реинжениринг управления, информационное обеспечение основной деятельности и телекоммуникации с обеспечением скрытности информации. Центр информатизации разрабатывает соответствующие технические задания, для выполнения которых создаются команды, состоящие из преподавателей и студентов четырёх специальностей факультета. Мы намерены и пытаемся реализовать схему сотрудничества с партнёрами не только за счёт средств программы, но и заключая хоздоговоры на выполнение конкретных разработок. Выгоду получают обе стороны: заказчик – качественные услуги, а исполнитель повышает профессиональную компетенцию преподавателей и студентов факультета.
– Евгений Георгиевич, выходит, что в кластере работают и научные сотрудники университета, и будущие дипломированные специалисты. Как будут распределяться роли между ними?
– Профессорско-преподавательский состав руководит процессом выполнения технических заданий, корректирует работу студентов, которые являются главным субъектом в инновационной программе. Они работают на себя и свое будущее. Профессиональная компетенция не формируется после прочтения чужих книг, но возникает в ходе обретения собственного эмпирического опыта. Студенты четырех основных специальностей факультета КНиТ – «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», «Сети связи и системы коммутаций», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и «Прикладная информатика в экономике» – будут работать в команде, что позволит комплексно решать задачи информационно-телекоммуникационного обеспечения фирм и корпораций.
– На каком этапе сегодня находится реализация инновационной программы по направлению информатизации? Есть ли конкретные проекты?
– Да, мы уже приступили к выполнению первого технического задания на основе договора с ОАО «Медтехника». В соответствии с подписанным документом Центр информатизации с привлечением студентов и преподавателей факультета обязуется интегрировать информационные ресурсы учреждений здравоохранения Белгородской области – другими словами, создать единое информационное пространство.
– Сколько времени займет выполнение этого технического задания?
– По плану основной этап инновационной образовательной программы завершается в декабре 2008 года. За этот период будут проанализированы действующие локальные сети учреждений здравоохранения, затем произойдет объединение их в систему, четкую и эргономичную для пользователя, будут созданы новые web-страницы и внедрена система удаленного доступа, в том числе и конференц-связь. Кстати, благодаря последней может появиться возможность проведения врачебных консультаций для жителей отдаленных поселков и сёл Белгородской области. Огромное внимание в этом проекте, как и во всех последующих, будет уделено системе защиты конфиденциальности данных. Вместе с тем, окончание этапа программы не означает прекращение развития образовательных процессов на основе командной работы как с этим заказчиком, так и с другими, которые обязательно появятся.
– С кем еще планируется наладить сотрудничество?
– Техническое задание ОАО «Медтехника» достаточно объемно и на сегодняшний день это наш основной партнер. Но мы также надеемся на сотрудничество с ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть». Отвечая кадровым запросам данной компании, мы открыли на факультете специальность «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». Уже обсуждалось прохождение производственной практики студентами специальности на телерадиовещательном комплексе «Останкино».
– Значит, студенты получат опыт работы, преподаватели повысят профессиональную компетенцию. А какое значение реализация программы имеет для университета в целом?
– Передовой вуз отличается наличием сильных научных школ и хорошей теоретико-практической подготовкой кадров. Поэтому одной из важнейших задач кластера является проведение научных исследований, которые позволят достичь высокого уровня компетенции преподавателей и студентов университета.
Главное направление научных исследований в рамках программы заключается в создании методов и алгоритмов обработки аудиовизуальной информации при её хранении, передаче и обеспечении скрытности в информационно-телекоммуникационных системах. Отмечу, что нам удалось получить гранты на проведение таких исследований в рамках федеральной целевой программы «Проведение проблемно- ориентированных поисковых исследований и создание научно- технического задела по технологиям в области приоритетного направления» и аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», для выполнения которых активно привлекаются студенты факультета.