На главнуюразделительБелгородский государственный университетразделительАвторизацияразделительПоиск
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (2007-2008 гг.)
Заявка
Показатели мониторинга
Финансовые ресурсы
Организационная структура
Дирекция программы
Экспертные комиссии
Нормативные документы
Отчеты
Закупки
Результаты
Интервью
СМИ о программе
Опросы

Как не заблудиться в «технологических коридорах» образования? 04.05.2007

Как не заблудиться в «технологических коридорах» образования?

Всякая наука есть предвидение.
Герберт Спенсер

БелГУ в числе десяти классических университетов – победителей инновационной образовательной программы (ИОП). Для того, чтобы занять своё место в числе лучших учебных заведений, научный коллектив вуза разработал семь направлений по совершенствованию подготовки специалистов нового поколения. Одно из этих направлений – «Региональная модель устойчивой системы «технологических коридоров» для обеспечения продвижения знаний к рынку в области геоинформатики и ее окружения». Реализацией этого проекта руководит Директор Федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов – Центра коллективного пользования БелГУ – Ф.Н. Лисецкий.

– Федор Николаевич, какие задачи претворятся в жизнь в ходе реализации этого проекта?

– Прежде всего – формирование у студентов инновационного мышления. Причём, создавать новый тип мировоззрения необходимо с того момента, когда абитуриенты становятся студентами. При этом должна сложиться установка на готовность к непрерывному обучению в течение всей жизни. Особенно это касается быстро обновляемых наукоемких образовательных направлений, таких как геоинформационные технологии и их приложения в предметных областях знаний. Если такая жизненная установка будет воспринята будущим специалистом, то это уже залог его профессионального успеха, а значит и успеха того дела, которому он посвятил свою жизнь.

Каждый молодой специалист должен понимать: чем больше он «вложит» в себя за время обучения, чем больше он освоит дополнительных программ, технологий, тем ценнее он будет на рынке труда. Во главе такой индивидуальной траектории обучения должна стоять жажда (и даже привычка) к постоянному саморазвитию, тогда студент сможет стать профессионалом мирового уровня.

При внедрении новых форм образования потребуются и адекватная, даже рассчитанная на некоторое упреждение, квалификационная переподготовка преподавателей, которые должны обладать навыками организации проектно-инновационной работы студентов и компетенциями в новых направлениях развития геоинформатики и её окружения.

– Кто примет непосредственное участие в реализации научного направления в рамках ИОП?

– Это тандем преподавателей, студентов, аспирантов, молодых учёных. Мы приветствуем желание попробовать себя в научной сфере каждого из наших учеников. Сегодня опорой для нас являются те студенты, которые уже зарекомендовали себя как молодые исследователи. Но мы даем возможность всем работать в учебно-научных лабораториях по геоинформатике и дистанционному зондированию Земли. Эти наработки будут использованы для организации научно-технического творчества в системе Центра коллективного пользования Федерально-регионального центра аэрокосмического мониторинга природных ресурсов БелГУ

Кроме того, студенты получат возможность заниматься исследованиями в лаборатории в любое удобное для них время. Им будут созданы комфортные условия: новейшие информационные программы, консультации специалистов и преподавателей, тематические деловые игры, встречи с заказчиками научной продукции и проектной деятельности. Это даст возможность ещё в студенческую пору сделать серьёзные шаги в науке, зарекомендовав себя тем самым на рынке труда как конкурентоспособного высококлассного специалиста.

ГИС-технологии сегодня это информационная технология географии, геологии, экологии и многих других как природоведческих, так и социально-экономических и инженерных наук. К примеру, на сайте компании ESRI (США) – мирового лидера в области производства программного ГИС-обеспечения, приводится перечень специальностей, в рамках которых используются ГИС-продукты, он насчитывает более 80 наименований.

Уже сегодня наши воспитанники принимают участие в реализации научно-образовательных проектов с использованием геоинформатики для земельного кадастра, градостроительства, экологического контроля. Сейчас от наших партнёров поступают заказы, которые по силам студентам геолого-географического факультета. Для них это и возможность заработать.

В рамках реализации направления с помощью географических информационных систем (ГИС) и спутниковых навигационных систем, как интегрирующих технологий, планируется организация нового типа проектно-инновационной работы студентов – занятость над одним проектом территориально разобщенных исследовательских групп (поле - аналитическая лаборатория - мобильные диагностические комплексы - центр обработки информации - штаб проекта). Также предполагается в летний период (полевой семестр) обеспечить удаленный доступ от ЦКП к университетской базе учебных практик (в Природном парке «Нежеголь»).

– Что представляет собой модель «технологических коридоров»?

– Она представляется сквозным направлением учебно-научной деятельности студентов и выглядит как инновационная система в триаде: «новые знания – трудовой потенциал – рынок труда, услуг и товаров». Эта система обеспечит подготовку конкурентоспособных специалистов в области геоинформатики и её окружения (геодезии, картографии, природопользования, экологии, земельного кадастра, геологии, географии).

Реализация «технологических коридоров» выгодна для всех. В рамках отлаженной системной работы с ключевыми предприятиями-работодателями региона мы будем привлекать к сотрудничеству практикующих специалистов, которые смогут постоянно информировать студентов о требованиях и новшествах в работе. По истечению срока обучения организация принимает на работу уже настоящего профессионала, знакомого со всеми тонкостями и спецификой своей деятельности. В свою очередь, студент будет уверенно смотреть в завтрашний день и для него не возникнет сложностей в трудовой деятельности.

– Реализация ИОП позволит ускорить социально-экономическое развитие региона, а как простому гражданину может помочь развитие геоинформатики?

– Мы все знаем о природных ресурсах (земля, вода, лес и т.д.), а есть еще пространственный ресурс, отражаемый в ГИС приставкой «гео». Его учет и оценка, особенно для такой уникальной страны, как Россия, кадастровая стоимость земли которой составляет 23 триллиона рублей, представляется одной из наиболее злободневных задач.

К примеру, в Белгородской области по инициативе губернатора Е.С. Савченко предложено внести в градостроительную практику изменения, призванные решить не только жилищную проблему, но и множество социальных вопросов. В скором времени планируется обеспечить комфортабельным усадебным жильем до 200 тысяч белгородцев, а жители областного центра уже приобрели более 3000 участков под ИЖС в окрестностях Белгорода. Эти задачи требуют проведения межевания земель с последующим составлением кадастровых планов средствами ГИС-технологий. Так что и рядовым гражданам приходится сталкиваться с результатами работы ГИС-технологий.

Или другой пример: для автомобилиста очень удобна достоверная карта дорог, особенно в лабиринтах незнакомого города. Установив в машине спутниковую навигационную систему с электронной картой, водитель без труда может ориентироваться в пространстве, с легкостью находить любые улицы и объекты, рационально планировать свой маршрут. Помимо этого, одним из очевидных достоинств такого «путеводителя» является доступная цена. Для рядовых граждан затраты на чудо-карту сравнимы с приобретением мобильного телефона.

Записала Людмила ЖИХАРЬ


Белгородский государственный университет Научная библиотека БелГУ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов