На главнуюразделительБелгородский государственный университетразделительАвторизацияразделительПоиск
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (2007-2008 гг.)
Заявка
Показатели мониторинга
Финансовые ресурсы
Организационная структура
Дирекция программы
Экспертные комиссии
Нормативные документы
Отчеты
Закупки
Результаты
Интервью
СМИ о программе
Опросы

Директор Института государственного и муниципального управления БелГУ А.В. Маматов: «Создаваемая в БелГУ единая система профориентационной и имиджевой работы во многих отношениях уникальна...» 10.05.2007

Директор Института государственного и муниципального управления БелГУ А.В. Маматов: «Создаваемая в БелГУ единая система профориентационной и имиджевой работы во многих отношениях уникальна...»

Сегодня на рынке образовательных услуг ведется жесткая конкурентная борьба. Занять лидирующие позиции на нем смогут образовательные учреждения, пользующиеся заслуженным доверием потребителей образовательных услуг, обеспечивающие подготовку профессиональных кадров, востребованных на рынке труда. В рамках реализуемой БелГУ инновационной образовательной программы создается «Система профориентационной и имиджевой работы с различными группами населения России, сопредельных государств и стран дальнего зарубежья в целях повышения востребованности и статуса образования в БелГУ». Возглавляет это направление ИОП директор Института государственного и муниципального управления БелГУ Александр Васильевич Маматов.

– Александр Васильевич, расскажите, пожалуйста, об основных целях и задачах вашего направления.

– Цель направления заключается в создании единой системы профориентационной и имиджевой работы с различными группами населения, реализующей механизм эффективного профессионального развития кадрового потенциала с учетом тенденций развития мировой, национальной и региональной экономики. Создаваемая система ориентирована на использовании инновационных социальных и образовательных технологий.

На сегодняшний день в нашем университете сформирована определенная инфраструктура профориентационной и имиджевой работы. Она реализуется в тесном сотрудничестве с региональными органами власти и органами местного самоуправления, образовательными учреждениями общего среднего и среднего профессионального образования, крупными предприятиями и организациями области. Мероприятия профориентационной и имиджевой работы по соответствующим направлениям реализуются факультетами и институтами, во взаимодействии с приемной комиссией и управлением по связям с общественностью. Кроме того, в университете действуют специализированные структурные подразделения, осуществляющие мониторинг образовательных потребностей различных категорий населения и оказывающие помощь в выборе профессии и построении профессиональной карьеры: Центр дистанционного обучения, учебный центр довузовской подготовки, Центр по содействию трудоустройству выпускников.

В ходе выполнения инновационной образовательной программы планируется создание многоступенчатой системы профориентационного и образовательного консультирования выпускников образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования, студентов и действующих специалистов, разработка концепции сквозной образовательной траектории и технологии управления профессиональной карьерой, создание системы маркетинга образовательных услуг и имиджевой работы; формирование системы управления кадровым потенциалом с учетом тенденций рынка труда.

– Какие мероприятия планируется провести для реализации поставленных задач?

Все мероприятия направлены на обеспечение высокой востребованности и профессиональной успешности наших выпускников, что является важнейшим условием востребованности современного университетского образования. Для университета очень важно не только обеспечить высокое качество реализации профессиональных образовательных программ, но и помочь потенциальному потребителю образовательной услуги сделать правильный выбор направления будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими индивидуальными способностями и с учетом тенденций развития рынка труда, оказать поддержку в построении успешной профессиональной карьеры на основе непрерывного профессионального развития.

Поэтому для решения поставленных задач на базе созданных в области учебно-консультационных центров будет организовано профориентационное и образовательное консультирование старшеклассников и студентов старших курсов образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования в целях повышения качества довузовской подготовки абитуриентов и обеспечения эффективности последующей профессиональной подготовки. Для студентов старших курсов, бакалавров, магистров и действующих специалистов будет проводиться профессиональное консультирование. Для них же предложены различные программы профессионального развития.

– А что можно сделать для повышения востребованности образовательных услуг университета?

Будут реализованы мероприятия по изучению рынка образовательных услуг и формированию системы маркетинга. Совместно со службой занятости и работодателями разрабатывается система мониторинга состояния рынка труда в регионе, создана база данных выпускников для содействия трудоустройству лиц, прошедших обучение по образовательным программам различных уровней, будет организована работа кадрового агентства для оказания услуг по трудоустройству и подбору персонала с использованием программ профессионального развития.

В планах создание школы молодых лидеров и школы молодых ученых. Это позволит отобрать одаренных ребят и развивать их способности для последующей углубленной подготовки в рамках программ профессионального образования. Школа молодых лидеров предполагает подготовку по социально-экономическому и гуманитарному профилям, а школа молодых ученых – по естественнонаучному и инженерному профилям.

В комплекс планируемых мероприятий входит и разработка концепции имиджевой работы, которая направлена на повышение востребованности и статуса образования в БелГУ.

– Есть ли успехи в работе данного направления сегодня?

Безусловно, есть! Начиная с 2005 года, Центр дистанционного обучения БелГУ совместно с управлениями и отделами образования городов и районов Белгородской области проводит мониторинг образовательных потребностей учащихся. Разработана уникальная технология электронного анкетирования и распределенной обработки социологических данных. В течение одной недели все учащиеся старших классов школ области проходят компьютерное тестирование, результаты которого с использованием Интернет-технологий поступают на сервер для обработки и анализа. Полученные аналитические данные затем используются управлениями и отделами образования и университетом для совершенствования образовательных программ и профориентационной работы.

Совместно с Центром тестирования МГУ «Гуманитарные технологии» проводится профориентационное консультирование старшеклассников с использованием тестового комплекса «Профориентатор». Следует отметить, что для успешной профессиональной самореализации учащегося важны не только его интерес к определенной сфере деятельности, но и способности и свойства личности, необходимые для данной работы. Поэтому тестирование включает три блока вопросов и заданий: первый оценивает структуру интересов, второй – структуру интеллекта, третий – структуру личности. Анализируя результаты по этим блокам, программа формирует интегральный список профессий, которые подходят конкретному учащемуся.

– Программа ориентирована на потребителей образовательных услуг, их желания, предпочтения. Как вы можете оценить конъюнктуру на данный момент: спрос соответствует предложению?

Как известно, спрос порождает предложение. Но в сфере образовательных услуг вуз не должен руководствоваться только коммерческими целями. Поэтому говорить о соответствии спроса и предложения на рынке образовательных услуг, на мой взгляд, не совсем корректно. Социально ответственный вуз должен формировать образовательные потребности, воздействовать на выбор абитуриентов, информировать потенциального потребителя о том, какие профессии будут востребованы через пять-шесть лет на рынке труда с учетом тенденций развития экономики.

– Думаю, такая серьезная работа вуза во многом способствует его успеху на рынке образовательных услуг. Из каких компонентов складывается привлекательный корпоративный имидж БелГУ?

Я думаю, что здесь важнейшей составляющей является качество образовательных услуг. Мировой опыт показывает, что в конкурентной борьбе в стратегической перспективе выигрывают те корпорации, которые сделали установку именно на качество. Наш университет дает качественное образование. Ни для кого не секрет, что выпускники БелГУ востребованы на рынке труда. Это еще одна специфическая особенность благоприятного имиджа университета.

Следует отметить, что вуз должен активно формировать позитивный имидж, опираясь на заслуженное доверие со стороны потребителей. Начиная с 2004 года проводятся Дни БелГУ в районах Белгородской области. На встречу с выпускниками выезжают представители приемной комиссии, факультетов, Центра дистанционного обучения, творческие коллективы. Таким образом, происходит знакомство с университетом, возникает интерес к нему, а у многих – желание учиться именно у нас.

– В нашей стране такой системы больше нет. Можно сказать, мы – первопроходцы. По вашему мнению, насколько перспективно это направление для развития региона?

Формирование системы профориентационной и имиджевой работы в рамках инновационной программы действительно важно и значимо для социально-экономического развития региона. Единая система мониторинга образовательных потребностей, а также формирование механизма управления кадровым потенциалом будет способствовать достижению целей социально-экономического развития муниципальных районов и региона в целом. Это позволит не только оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда, но и прогнозировать ситуацию на нем, и в итоге готовить именно тех специалистов, которые будут востребованы через пять-шесть лет.

Беседовала Светлана ШАТОХИНА.


Белгородский государственный университет Научная библиотека БелГУ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов