Факультет компьютерных и телекоммуникаций занимает одну из ведущих позиций в реализации ИОП. Об опыте разработки и реализации кластерного подхода при обучении студентов рассказал Евгений Георгиевич Жиляков, декан факультета компьютерных наук и телекоммуникаций БелГУ.
- Евгений Георгиевич, каковы пути совершенствования кластерного подхода?
- На мой взгляд, вначале необходимо прояснить суть понятия «кластер». Кластером является совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов, которые объединены определёнными договорными отношениями. То есть существует некая правовая база, определяющая роли объединяющихся субъектов и регулирующая их деятельность.
Таким образом, при реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов: во-первых, наличие общей цели, во-вторых, наличие правовой основы совместной деятельности субъектов; в-третьих, наличие разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер; в-четвёртых, наличие механизма управления реализацией кластерного подхода и, в-пятых, наличие технологий реализации кластерного подхода в соответствии с декларируемыми общими целями.
Я считаю, что центральное место здесь занимает общая цель. Она заключается в выполнении совместных проектов в рамках учебных процессов, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций у выпускников. Профессионал должен обладать такой компетенцией, чтобы он мог успешно и долговременно воздействовать на рынок труда. А для этого специалисту необходимо иметь целостное представление о его профессиональной деятельности и месте её в ряду других сфер, возникших в соответствии с определёнными общественными потребностями.
Выпускник вуза должен уметь грамотно использовать инструменты, которые позволят ему эффективно реализовать себя в профессии и быть конкурентоспособным. Так, в состав инструментария журналиста входят те знания и навыки, которые он получил в процессе освоения учебных дисциплин (история журналистики, современный русский язык, правовые основы журналистики и другие), а также технические средства (цифровой фотоаппарат, диктофон, ноутбук). Иными словами, выпускник вуза должен отчётливо представлять, какие из изученных предметов формируют необходимые ему инструменты.
Например, студенты-экономисты разрабатывают инвестиционный проект. Для решения данной задачи предполагается выполнение маркетинговых исследований, определений миссии, стратегии, тактики организации производства, обоснование форм заимствования на рынке капиталов… Используемый при этом инструментарий изучается на разных курсах и на разных дисциплинах. Поэтому целесообразно на старшем курсе поставить перед студентами такую задачу, решение которой возможно только на основе использования многих инструментов. При этом оказывается возможным осуществить объединение в кластер студентов разных курсов, которые изучают соответствующие дисциплины, а старшему курсу во главе с заведующим выпускающей кафедрой осуществлять планирование совместных действий и контроль за выполнением частных заданий, выполняемых в рамках освоения учебных предметов.
- Какие результаты, полученные за последние месяцы в процессе реализации кластерного подхода, Вы могли бы отметить?
- Университет осуществляет сотрудничество с бизнес-партнёрами с целью создания и внедрения инноваций в соответствующей предметной области, включая образовательную сферу. Так, уже сегодня заключены договоры с пятью внешними партнёрами по реализации ИОП: ОАО «Медтехника», ОАО «ЦентрТелеком» (Белгородский филиал), ООО «МТЛ Сервис», ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть», ЗАО «СпецРадио». Для выполнения совместных задач разработаны принципы и механизмы партнёрства. Наши студенты прошли производственную практику на производственной базе трёх партнёров. В рамках кластерного подхода выполнены пять реальных курсовых проектов по заданиям ОАО «Медтехника». Данные работы финансировались и финансируются внешними партнёрами. Общий объем финансирования внешними партнёрами составил порядка 3 млн. 800 тыс. рублей. В учебном процессе факультета КНиТ реализуются шесть проектов, и готовятся к выполнению ещё четыре. Выполнение каждого из них предполагает создание кластеров трёх типов: студенты и преподаватели участвующих в проекте дисциплин; объединяющиеся для выполнения проекта специальности; факультет и внешние партнёры.
- Будут ли в ближайшее время продолжаться разработки, направленные на совершенствование кластерного подхода?
- Мы определили цель, технологию, механизм реализации кластерного подхода. Методология кластерного подхода практически полностью проработана. Теперь её нужно практически реализовывать при выполнении имеющихся проектов, получая и обобщая соответствующий опыт, в том числе оценивая эффекты влияния на уровень формируемых профессиональных компетенций.