17.03.2009
Рейтинг рейтингу рознь
Каким образом БелГУ оказался в числе 500 лучших вузов мира?
Как уже сообщали «Будни», в феврале независимое рейтинговое агентство «РейтОР» обнародовало составленный им рейтинг вузов мира. Из 15 тысяч университетов составители рейтинга отобрали только 500 вузов из 70 стран мира, в число которых вошел Белгородский государственный университет, который находится на 320-м месте. Что касается рейтинга вузов стран СНГ и Балтии, то в нем БелГУ занял 14-е место из почти сотни университетов.
Понятно, что факт попадания в рейтинг, наряду с радостью и гордостью, вызвал и немало вопросов. Их мы адресовали первому проректору БелГУ, проректору по науке Татьяне Давыденко.
– Татьяна Михайловна, насколько прозрачна методология составления рейтинга?
– По мнению самих разработчиков рейтинговой системы, деятельность агентства «РейтОР» можно охарактеризовать как абсолютно прозрачную. В качестве основы для составления рейтинга отобраны шесть ключевых показателей: образовательная, научно-исследовательская деятельность, профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава, финансовое обеспечение, международная деятельность и Интернет-аудитория.
Образовательная деятельность фиксируется по количеству студентов, преподавателей, образовательных программ различного уровня (в том числе бакалавриат и магистратура). Эти официальные данные есть в базах данных, которые легко проверить и отследить. Замечу, что именно на основании этих данных университет получает бюджетные средства на выплату заработной платы и текущие нужды.
Второй блок включает в себя количество научных публикаций и патентную деятельность. Патенты проходят через Роспатент: подаются заявки, фиксируются положительные решения, выдаются свидетельства. Профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава оценивается путем подсчета публикаций в цитируемых источниках. Поэтому проверить эти данные не составляет труда.
Информация относительно финансового обеспечения также является открытой, поскольку университет финансируется через своего учредителя – Федеральное агентство по образованию. Количество международных студентов, которое учитывает рейтинг, зафиксировано в статистических данных, которые мы также регулярно предоставляем курирующим нас организациям. Представители агентства «РейтОР» не просто ознакомились с сайтами вузов, но очень подробно их изучали. Думаю, информативность и удобство навигации нашего сайта не вызывает сомнений.
Кстати говоря, рейтинг Федерального агентства по образованию за 2007 год демонстрирует, что представители агентства «РейтОР» не ошиблись в расчетах. В общероссийском рейтинге вузов БелГУ занимает 51 место (БГТУ имени Шухова и БУПК – 90 и 182 места соответственно), а среди вузов Центрального федерального округа мы находимся на 24-й строчке (БГТУ и БУПК занимают 41-ю и 67-ю строчки).
– Не секрет, что сегодня не составляет большого труда попасть в рейтинги, создатели которых преследуют коммерческие интересы. Наверное, это несколько подрывает авторитет самих рейтингов…
– Что ж, попробуйте заплатить агентству «РейтОР». Только боюсь, что в ситуации, когда вся информация доступна в базах данных, никакие взятки не помогут. Существующие сегодня отчетные формы довольно легко проверяются, поэтому завысить количество студентов, преподавателей или объемы финансирования просто невозможно. Любая федеральная структура, имеющая отношение к образованию, имеет доступ к соответствующим базам данных и легко выявит подтасовку фактов.
– Отечественная высшая школа пользуется уважением в мировой образовательной среде. Но почему в таком случае российские вузы почти никогда не попадают в зарубежные рейтинги?
– Если мы обратимся к рейтингу Times High Education или к знаменитому Шанхайскому рейтингу, то увидим, что там в качестве основных показателей фигурируют мнения выпускников, которые наши рейтинги не учитывают. На первый взгляд, российским вузам крайне сложно конкурировать с ведущими университетами мира по объемам финансирования. Но при этом составители зарубежных рейтингов не принимают во внимание разницу в покупательной способности одной и той же суммы денег в России и, скажем, Великобритании. Что касается премий и наград, то зарубежные рейтинги, как правило, учитывают работающих в вузах лауреатов Нобелевской премии, вопрос о присуждении которой остается крайне политизированным.
Основная же субъективная причина состоит в том, что наши преподаватели мало печатаются в зарубежных изданиях, что негативно сказывается на индексе цитируемости. Для нашего университета актуальной остается проблема слабого знания английского языка. К тому же, нашим гуманитариям крайне сложно «пробиться» со своими статьями в западные журналы из-за несовпадения подходов к отбору публикаций.
– Какие перспективы открываются перед БелГУ в связи с попаданием в 500 лучших вузов мира?
– Я думаю, что этот прорыв накладывает на нас определенные обязательства. Впереди нас ожидает кропотливая, интенсивная и качественная работа на выбранных направлениях. Агентство «РейтОР» будет проводить рейтинг ежегодно, а значит, нам предстоит каждый год подтверждать, что мы достойны высокой оценки.
|