02.04.2008
Профессор Е.Г. Жиляков: «В области компьютерных наук и телекоммуникаций по оснащению мы находимся на уровне лучших вузов России»
Создание механизма формирования профессиональных компетенций у выпускников является основной научно-методической проблемой реализации образовательных процессов в высших учебных заведениях. В целях её решения используются совершенно разные подходы. В БелГУ подготовка конкурентоспособных специалистов, обладающих современными профессиональными компетенциями, осуществляется на основе применения принципа моделирования командной работы студентов различных специальностей и курсов по выполнению реальных проектов в интересах партнёров из сектора реальной экономики. О том, как реализуется этот принцип при обучении специалистов в области информационно-коммуникационных технологий рассказал декан факультета компьютерных наук и телекоммуникаций БелГУ Евгений Жиляков.
- Евгений Георгиевич, объясните, пожалуйста, как реализуется принцип командной работы на факультете КНиТ в рамках выполнения инновационной образовательной программы?
- Высшая степень конкурентоспособности специалиста в области ИКТ заключается в том, что он способен создавать и внедрять инновации в своей профессиональной сфере в виде различных усовершенствований информационных систем и технологий. Для реализации этих инноваций необходима совместная работа специалистов с разными направлениями подготовки, среди которых собственно компьютерные технологии и связь. Поэтому для нас очень важно обучить выпускника навыкам работы в команде. Такое объединение осуществляется на основе выполнения некоторого общего задания (проекта). Так, реализация проекта в рамках одной специальности предполагает работу в команде студентов разных курсов. Старшекурсники формируют общее задание на инновацию, а затем определяют частные задания для младшекурсников. При этом студентам младших курсов поручаются те задания, которые они способны выполнить на основе уже имеющихся в их распоряжении инструментария – полученных в рамках учебных дисциплин знаний.
Если же проект реализуется в рамках группы специальностей, то на основе определения взаимодополняемых учебных дисциплин образуются профессиональные группы, каждая из которых получает частное задание, соответствующее компетенции её участников. Выполнение полученных профессиональными группами заданий ведёт к реализации общего проекта.
Следует отметить, что общий проект, который разрабатывает команда, должен быть реалистичным, то есть соответствовать сегодняшнему уровню развития ИКТ и конкретным условиям их применения. Обеспечение реалистичности проекта осуществляется за счёт сотрудничества с секторами реальной экономики. Для реализации образовательного процесса мы слаженно взаимодействуем в нашими бизнес-партнёрами: ОАО «Медтехника», ОАО «ЦентрТелеком» (Белгородский филиал), ООО «МТЛ Сервис», ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть», ЗАО «СпецРадио». Непосредственно при их участии и в их интересах формулируется техническое задание, которое в рамках командной работы выполняют студенты основных четырёх специальностей факультета КНиТ.
- Какое оборудование приобретено для факультета КНиТ в целях реализации командно-модульного подхода и для выполнения каких работ оно предназначено?
- На сегодняшний день факультет КНиТ оснащён самым современным оборудованием и аппаратурой, что позволяет обеспечить эффективное выполнение учебного плана, а также ведение научно-исследовательских работ. В рамках решения целей и задач ИОП БелГУ на укрепление материально-технической базы факультета в 2007 году было выделено 28 миллионов рублей. Все эти средства пошли на закупку новых компьютерных средств, а также программного обеспечения, предназначенного как для использования в учебном процессе, так и для выполнения очень серьёзных проектов по интеграции информационных ресурсов различных предприятий и организаций.
В перспективном развитии информационно-коммуникационных технологий особое значение имеет оснащение учебных и научных лабораторий в области телекоммуникаций. Поэтому специально для этих целей было закуплено современное высокотехнологичное оборудование, общая сумма которого составила 17 миллионов рублей. В ближайшее время планируем выделить еще 5 миллионов рублей на приобретение новейшей аппаратуры для обеспечения учебного процесса на более высоком уровне, в частности это оборудование, которое будет обслуживать проведение работ в области защиты информации в телекоммуникационных системах. Данное оборудование действительно необходимо, поскольку уже открыты две специализации («Программная защита информационных систем» и «Методы обеспечения скрытости информации в информационно-коммуникационных системах»), обучение по которым предполагает его использование.
Кроме учебной приобретена и специальная аппаратура. Так, например, на базе факультета КНиТ имеется и уже действует оборудование для разработки беспроводных интерфейсов, позволяющее моделировать различные режимы передачи информации.
Хочу отметить, что именно участие в инновационной образовательной программе помогло нам в создании такой современной материально-технической базы. И это даёт право утверждать, что в области компьютерных наук и телекоммуникаций по оснащению мы находимся на уровне лучших вузов России.
- Как использование данного оборудования в учебном процессе скажется на качестве подготовки специалиста?
- Такое великолепное оснащение учебного процесса позволяет осуществлять обучение на самом высоком уровне. Разумеется, благодаря нашей материально-технической базе мы имеем возможность готовить специалиста по актуальнейшим направлениям – таким, как защита информации, мультисервисные сети связи, обеспечение связи с подвижными объектами, цифровое телевидение. Овладение этим инструментарием знаний, который, к тому же, подкреплён на практике работы с высокими технологиями, позволяет нашим выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда.
Беседовала Светлана Шатохина
|