На главнуюразделительБелгородский государственный университетразделительАвторизацияразделительПоиск
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (2007-2008 гг.)
Заявка
Показатели мониторинга
Финансовые ресурсы
Организационная структура
Дирекция программы
Экспертные комиссии
Нормативные документы
Отчеты
Закупки
Результаты
Интервью
СМИ о программе
Опросы

«Нежеголь»: полигон учёбы, науки, отдыха, инноваций… 04.05.2008

«Нежеголь»: полигон учёбы, науки, отдыха, инноваций…

Для успешного проведения учебных полевых практик, выполнения научных исследований по согласованию космических технологий и подспутниковых наблюдений, использования геоинформационных систем (ГИС) и организации отдыха инновационному вузу важно иметь хорошо изученный полигон. О формировании учебно-научно-производственного полигона экологического природопользования и перспективах его развития на территории природного парка «Нежеголь» рассказал руководитель второго направления ИОП, директор Федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов – Центра коллективного пользования БелГУ Ф.Н. Лисецкий.

– В рамках инновационной образовательной программы достаточно активно идёт работа по созданию в природном парке «Нежеголь» БелГУ учебно-научно-производственного полигона экологического природопользования. Федор Николаевич, выполнение каких задач позволит наиболее эффективно её организовать?

– Чтобы реализовать идею создания университетской базы прохождения учебно-научных практик, необходимо осуществить ряд мероприятий. В числе приоритетных: приобретение оборудования, предназначенного как для организации мобильных исследовательских отрядов студентов, так и для внедрения новых методик экологического мониторинга; обобщение фондовых, полевых и электронных материалов, полученных в ходе исследования территории полигона; на основе имеющихся данных предполагается создание на полигоне опорной межевой сети, а также координирование всего имеющегося картографического материала и данных дистанционного зондирования; организация нового типа проектно-инновационной работы студентов с помощью ГИС и спутниковых навигационных систем. Отмечу, что для обеспечения мобильности исследовательской работы начинающих специалистов в области геоинформатики важно создать телекоммуникационный канал передачи данных от основной площадки университета к учебно-научно-производственному полигону. Эта работа в основном будет выполнена в текущем году.

– А что сделано на данный момент?

– По материалам исследований разных лет уже сейчас сформирована база данных, связанная со средствами визуализации – локальная учебная геоинформационная система (ГИС) «Нежеголь», или геопортал природного парка «Нежеголь». Специализированный геопортал, включающий в себя весь комплекс накопленной информации об учебно-научном полигоне, представлен в сети Интернет картами и другими геоизображениями. Он предназначен для круглосуточного бесперебойного информационного обеспечения образовательной и научной деятельности на исследовательском полигоне «Нежеголь». Пользователям геопортала предоставляется уникальная возможность: они будут получать доступ к архивам космической съёмки, электронным картам и базам данных, а также смогут самостоятельно находить данные на выбранный район и в нужном масштабе.

– Какое оборудование уже приобретено в целях реализации мероприятий по созданию полигона?

– На сегодняшний день закуплено современное высокотехнологичное оборудование, позволяющее наиболее эффективно организовать научно-исследовательскую деятельность мобильных студенческих отрядов. В частности, это – портативные спутниковые навигаторы с загруженной электронной картой природного парка «Нежеголь»; носимые лазерные дальномеры с дальностью измерения 150 м и точностью 2 мм; радиостанции на открытой частоте с радиусом действия 5 км для координации работ. Кроме того, для проведения практик, различных по тематике, мы предоставляем нашим студентам специализированное оборудование: ноутбуки, георадар, химико-аналитические экспресс-приборы, пробоотборники, геодезическое оборудование и, конечно, полевой инвентарь.

Хочу отметить, что подобранная приборная база для реализации целей второго направления ИОП, в частности создания учебно-научно-производственного полигона, – преимущественно не стационарная, а входящая в состав мобильного автоматизированного комплекса экологического мониторинга, так называемого «экомобиля». Он включает в себя комплект химического экспресс-контроля воды и почвы, цифровую метеостанцию, комплекс газоанализаторов, дозиметр-радиометр, измеритель напряжённости магнитного поля, шумомер, иономер, пирометр. Благодаря этому уникальному технологическому оснащению появляется возможность проведения работ по экологическому контролю за пределами рекреационного периода (составляющего 5 месяцев в году) и на других территориях, совмещая с периодом практик. Поэтому лабораторная «начинка» мобильного комплекса может эффективно использоваться весь год.

– Как с помощью ГИС и спутниковых навигационных систем будет осуществляться проектно-инновационная работа студентов?

– Деятельность по формированию учебно-научно-производственного полигона требует междисциплинарной интеграции. Комплексное развитие территории природного парка «Нежеголь» включает вопросы территориального планирования, ландшафтного дизайна, рекреационной географии и медицинской климатологии, ландшафтного лесоводства; ухода за ландшафтом, его эстетики… Поэтому проектно-инновационная работа студентов с использованием ГИС и спутниковых навигационных систем заключается в возможности выполнения одного проекта территориально разобщенными исследовательскими группами. В ходе данной работы преподаватели ставят конкретные задачи, а студенты проводят комплекс мероприятий, направленных на их решение. Причём каждая исследовательская студенческая группа выполняет задание, соответствующее компетенции её участников. Так, один мобильный отряд работает в поле, второй – в аналитической лаборатории,  третий – в информационно-аналитическом центре… Деятельность этих структур координирована: отряды постоянно находятся на связи между собой, что очень важно для мобильной передачи свежей, динамично обновляющейся информации.

 Фёдор Николаевич, скажите, пожалуйста, каковы перспективы развития учебно-научно-производственного полигона на территории природного парка «Нежеголь» в рамках выполнения инновационной образовательной программы БелГУ?

– Создание университетской базы прохождения учебно-научных практик, организация условий для отдыха, оздоровления студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава призвано стать одним из стратегических направлений развития БелГУ. Для достижения этой цели и создается хорошо изученный в научном отношении полигон. Предстоит обеспечить его специальным оснащением и лабораторным оборудованием, предусмотреть создание камеральных помещений для занятий студентов, создать комфортные условия для работы и жизнедеятельности преподавателей и практикантов. Также в перспективах развития учебного и рекреационного потенциала природного парка «Нежеголь» будут реализованы различные мероприятия: разработка сетевого графика организации учебных и производственных практик студентов, разработка комплекса рекреационных мероприятий для студентов и сотрудников БелГУ в природном уголке, проведение Школ здоровья, реализация индивидуальных программ реабилитации студентов и сотрудников с учетом групп здоровья, организация систематического мониторинга рекреационных ресурсов и информационное сопровождение деятельности лечебно-оздоровительного комплекса БелГУ.

Беседовала Светлана Шатохина


Белгородский государственный университет Научная библиотека БелГУ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов