В рамках выполнения третьего направления инновационной образовательной программы БелГУ на факультете КНИТ постепенно меняется сама структура учебного процесса. Для выполнения заказов потенциального работодателя моделируется командная работа, в которую включаются как студенты, так и преподаватели. Как отмечает декан Евгений Жиляков, речь идет об объединении всех специальностей факультета КНИТ для выполнения некоего единого процесса в области информационно-телекоммуникационных технологий.
– Речь идет об интеграции информационных ресурсов, – подчеркивает Евгений Георгиевич. – Для такой интеграции требуются специалисты с близкими, но все же различными профессиональными компетенциями: «компьютерщики», программисты, «телекоммуникационщики». При этом они должны работать не автономно друг от друга, а именно взаимодействовать.
Специальности факультета КНИТ сегодня представляют собой почти идеальное сочетание, что в конечном итоге и позволяет осуществить интеграцию информационных ресурсов – от создания хранилищ информации и программных систем до создания транспортных каналов. Так, системный администратор, обучающийся по специальности «Прикладная информатика в экономике», способен не просто осуществлять поддержку ПК, но и администрировать серьезные системы – банковские, управления предприятием и другие. Задача математиков-программистов – создать сложный (порой даже эксклюзивный) программный продукт. А специалисты по фиксированной и радиосвязи решают задачи взаимодействия на расстоянии.
Таким образом, командная работа на факультете КНИТ реализуется путем создания единых команд из профессиональных групп студентов различных специальностей, объединенных новой задачей. А для такого взаимодействия необходимы кардинальные изменения в организации учебного процесса – разумеется, с соблюдением государственного образовательного стандарта. Эту задачу на факультете уже решают – и решают успешно.
Для удаленного взаимодействия, необходимого для обсуждения хода выполнения проекта с заказчиком, формируется информационная инфраструктура. Для каждой команды формулируются типовые задания, которые в итоге складываются масштабный и многоаспектный проект. Примером такого проекта является сотрудничество с ОАО «Медтехника», о котором уже сообщалось на сайте ИОП БелГУ.
Помимо инфраструктуры, важнейшую роль играет учебно-методическое обеспечение (УМО). На факультете уже есть методические рекомендации по его разработке, два из них сейчас готовятся к изданию.
Что включает в себя УМО? Во-первых, договор о партнерстве и взаимодействии с бизнес-структурой. Во-вторых, выданное на основании этого договора общее техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы. На его основе разрабатываются частные технические задания для каждой кафедры, каждой команды. И далее уже кафедра определяет учебные дисциплины с рабочими программами, которые учитывают командный характер работы.
– Настоящее знание дает только конкретная работа, – убежден Евгений Жиляков. – Компетенции, которыми должен обладать выпускник Белгородского госуниверситета, включают в себя не только знание теоретических основ, но и способов создания инноваций, и главное – опыт реализации этих процессов. Вчерашние студенты, участвовавшие в договорах и освоившие инструментарий для решения конкретных задач, непременно будут востребованы на рынке труда.