На главнуюразделительБелгородский государственный университетразделительАвторизацияразделительПоиск
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (2007-2008 гг.)
Заявка
Показатели мониторинга
Финансовые ресурсы
Организационная структура
Дирекция программы
Экспертные комиссии
Нормативные документы
Отчеты
Закупки
Результаты
Интервью
СМИ о программе
Опросы

Декан факультета КНиТ Евгений Жиляков: «Инновации в образовании специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий – залог их высокой компетенции» 19.04.2007

Декан факультета КНиТ Евгений Жиляков: «Инновации в образовании специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий – залог их высокой компетенции»

– Евгений Георгиевич, вы возглавляете одно из направлений инновационной образовательной программы БелГУ – «Создание системы формирования у выпускников профессиональных компетенций в области разработки и применения в своей профессиональной деятельности информационно- коммуникационных технологий на базе командной работы по решению модельных или реальных задач, актуальных для работодателей региона». В чем заключаются основная цель и задачи вашего направления?

– Развитие инновационных программам, которое сегодня можно наблюдать в БелГУ, проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование». И цели разработчиков каждого направления совпадают с теми, что определило Правительство. Мы придаем особое значение формированию высокой профессиональной компетенции профессорско-преподавательского состава факультета и обучающихся студентов в процессе выполнения конкретных заданий. Первая задача, которую предстоит решить, – организация команды преподавателей и студентов – так называемый «кластер», который сможет осуществить прорыв в области подготовки специалистов с высоким уровнем компетенции и поставит факультет на передовой уровень в области оснащения оборудованием учебного процесса. Помимо этого, необходимо обеспечить скоординированную работу команды в удаленном режиме, а также создать инфраструктуру для формирования ИКТ-компетенции участников кластера.

– Но такой прогресс требует немалых вложений. За чей счет будет осуществляться развитие?

– За счет государственных субсидий, а также собственных финансовых средств. Для реализации нашего направления программы заложен бюджет в 43 миллиона рублей. Из них 14 миллионов планируется потратить на закупку лицензированного программного продукта, 8 миллионов – на модернизацию аудиторного фонда и 20 миллионов – на закупку оборудования для оснащения аудиторий и научных лабораторий.

– Вы упомянули собственные финансовые средства. Кто и как будет их зарабатывать?

– Обеспечение внебюджетными средствами – прерогатива руководителя инновационной образовательной программы, то есть ректора БелГУ. Для нашего направления огромную роль играют партнеры - компании и фирмы, которые выступают в качестве заказчиков на разработку проектов по интеграции их информационных ресурсов: реинжениринг управления, информационное обеспечение основной деятельности и телекоммуникации с обеспечением скрытности информации. Центр информатизации разрабатывает соответствующие технические задания, для выполнения которых создаются команды, состоящие из преподавателей и студентов четырёх специальностей факультета. Мы намерены и пытаемся реализовать схему сотрудничества с партнёрами не только за счёт средств программы, но и заключая хоздоговоры на выполнение конкретных разработок. Выгоду получают обе стороны: заказчик – качественные услуги, а исполнитель повышает профессиональную компетенцию преподавателей и студентов факультета.

– Евгений Георгиевич, выходит, что в кластере работают и научные сотрудники университета, и будущие дипломированные специалисты. Как будут распределяться роли между ними?

– Профессорско-преподавательский состав руководит процессом выполнения технических заданий, корректирует работу студентов, которые являются главным субъектом в инновационной программе. Они работают на себя и свое будущее. Профессиональная компетенция не формируется после прочтения чужих книг, но возникает в ходе обретения собственного эмпирического опыта. Студенты четырех основных специальностей факультета КНиТ – «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», «Сети связи и системы коммутаций», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и «Прикладная информатика в экономике» – будут работать в команде, что позволит комплексно решать задачи информационно-телекоммуникационного обеспечения фирм и корпораций.

– На каком этапе сегодня находится реализация инновационной программы по направлению информатизации? Есть ли конкретные проекты?

– Да, мы уже приступили к выполнению первого технического задания на основе договора с ОАО «Медтехника». В соответствии с подписанным документом Центр информатизации с привлечением студентов и преподавателей факультета обязуется интегрировать информационные ресурсы учреждений здравоохранения Белгородской области – другими словами, создать единое информационное пространство.

– Сколько времени займет выполнение этого технического задания?

– По плану основной этап инновационной образовательной программы завершается в декабре 2008 года. За этот период будут проанализированы действующие локальные сети учреждений здравоохранения, затем произойдет объединение их в систему, четкую и эргономичную для пользователя, будут созданы новые web-страницы и внедрена система удаленного доступа, в том числе и конференц-связь. Кстати, благодаря последней может появиться возможность проведения врачебных консультаций для жителей отдаленных поселков и сёл Белгородской области. Огромное внимание в этом проекте, как и во всех последующих, будет уделено системе защиты конфиденциальности данных. Вместе с тем, окончание этапа программы не означает прекращение развития образовательных процессов на основе командной работы как с этим заказчиком, так и с другими, которые обязательно появятся.

– С кем еще планируется наладить сотрудничество?

– Техническое задание ОАО «Медтехника» достаточно объемно и на сегодняшний день это наш основной партнер. Но мы также надеемся на сотрудничество с ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть». Отвечая кадровым запросам данной компании, мы открыли на факультете специальность «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». Уже обсуждалось прохождение производственной практики студентами специальности на телерадиовещательном комплексе «Останкино».

– Значит, студенты получат опыт работы, преподаватели повысят профессиональную компетенцию. А какое значение реализация программы имеет для университета в целом?

– Передовой вуз отличается наличием сильных научных школ и хорошей теоретико-практической подготовкой кадров. Поэтому одной из важнейших задач кластера является проведение научных исследований, которые позволят достичь высокого уровня компетенции преподавателей и студентов университета.

Главное направление научных исследований в рамках программы заключается в создании методов и алгоритмов обработки аудиовизуальной информации при её хранении, передаче и обеспечении скрытности в информационно-телекоммуникационных системах. Отмечу, что нам удалось получить гранты на проведение таких исследований в рамках федеральной целевой программы «Проведение проблемно- ориентированных поисковых исследований и создание научно- технического задела по технологиям в области приоритетного направления» и аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», для выполнения которых активно привлекаются студенты факультета.

Беседовала Мария ВОДЯНОВА


Белгородский государственный университет Научная библиотека БелГУ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов